СВИНЕЦ
Справка: Свинец (ВОЗ) Очень поучительный случай из истории Америки 60-х годов: противостояние профессора Клэра Паттерсона против нефтехимической отрасли США.
Американский геофизик Клэр Паттерсон занимался оценкой возраста Земли путём подсчёта концентрации различных изотопов свинца в горных породах. В ходе этих исследований он обнаружил, что почти всё вокруг загрязнено свинцом (опасным для здоровья человека веществом), причём весь свинец свежий, т.е. это загрязнение началось совсем недавно. Загрязнение представляло большую опасность для здоровья людей: сравнение костей современных людей и костей 1600-летней давности показало 700-кратный рост содержания свинца в костях людей 20-го века.
Дополнительное исследование показало, что источником всего этого свинца являются автомобили: бензин, получаемый при переработке нефти, имел слишком высокое содержание свинца и этот свинец попадал в атмосферу вместе с выхлопами. Для предотвращения этих выбросов требовалось дополнительно очищать бензин от свинца входе производства. После того, как в 1965 году он представил свой доклад и начал кампанию за привлечение внимания к обнаруженному загрязнению, ему было отказано в контрактах со многими научно-исследовательскими организациями, в том числе якобы нейтральной службой здравоохранения США. Нефтеперерабатывающее лобби США представило своих экспертов опровергавших все заявления Паттерсона, а самого его выставило опасным сумасшедшим. Клэр столкнулся с сильным противодействием со стороны Роберт А. Кехо, который был нанят производителями бензина, и признан в качестве эксперта.
Борьба этого безумного учёного с нефтеперерабатывающей отраслью продолжалась двадцать лет! Лишь в 1986 году ему удалось вынести свои исследования на федеральные публичные слушания. И в результате добиться принятия новых стандартов, ограничивающих концентрацию свинца в составе бензина. Сегодня эти стандарты приняты большинством стран мира. Не смотря на серьезные преграды нефтяного лобби, Клэр Паттерсон почти в одиночку спас не только здоровье нации, но и всего человечества!
Фильм об этой истории (7 серия - сериал Космос): http://7serialov.net/load/dokumentalnye/kosmos_prostranstvo_i_vremja/7-1-0-1372 (источники Cosmos: A Spacetime Odyssey, thequestion.ru, wikipedia.org)
ТАЛИДОМИД
В 1954 году в Германии появился лекарственный препарат под названием Талидомид (Контерган), разработанный немецкой компанией Chemie Grünenthal. Им лечили бессонницу, тошноту, головные боли, а также простуду и респираторные инфекции. Позже Талидомид стали назначать и беременным женщинам для борьбы с бессонницей, тошнотой и другими сопутствующими недомоганиями.
Доклинические испытания на животных показали, что препарат безопасен,
поэтому в 1957 году Талидомид поступил в продажу в Германии, а уже через год его можно было приобрести в 46 странах Европы, Скандинавии, Азии, Африки и Южной Америки под 37 разными брендами, в том числе как Contergan в Германии и Distaval в Великобритании.
Не смотря, что с 1959 года компания Grünenthal начала получать от пациентов жалобы на побочные эффекты препарата, основным из которых стал периферический неврит – воспалительное заболевание межреберного, затылочного, лицевого нерва или нервов конечностей, проявляющееся нарушением чувствительности, производитель сопротивлялся ограничению поставок препарата и отрицал связь между побочными эффектами и лекарством. Поэтому Талидомид продолжал широко применяться в разных странах мира.
В сентябре 1960 года талидомид добрался до США. Компания Richardson-Merrell принесла его на рассмотрение FDA (Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США) под названием Kevadon. Одобрение казалось лишь формальностью. Однако новый сотрудник Фрэнсис О. Келси неожиданно для всех отклонила заявку, мотивируя свою позицию недостатком данных клинических исследований, доказывающих безопасность применения Талидомида. На тот момент Келси работала в FDA около месяца, и это было одним из первых ее заданий. Мы можем только догадываться о том, скольких сил ей стоило противостоять многочисленным обвинениям в некомпетентности. На нее давили, пытались действовать через руководство, упрекали в некомпетентности и жаловались на бюрократию. Несмотря не на что, Келси продолжала настаивать, что доказательства безопасности были неубедительными. Давление на Келси было колоссальным, но она его героический выдержала!
Спустя несколько лет в мире действительно резко выросло число детей, рожденных с серьезными врожденными нарушениями, в том числе с отсутствием рук, ног и ушных раковин, дефектами глаз и мимических мышц. Появление тяжелых пороков развития врачи связали с применением препарата Талидомид женщинами на ранних сроках беременности. Весной 1962 года Richardson-Merrell отозвала заявку на одобрение Талидомида в США, кроме того, продажи препарата были приостановлены по всему миру. К тому времени около 10 тысяч детей более чем в 40 странах мира появились на свет с врожденными нарушениями, почти половина их них умерли в раннем возрасте. 8 августа 1962 года президент Джон Кеннеди вручил Фрэнсис О. Келси премию за выдающуюся гражданскую службу — высшую невоенную награду США. Она стала второй женщиной в истории, удостоенной такой награды.
В конце 60-х годов состоялся первый судебный процесс в отношении Chemie Grünenthal. Компанию обвиняли в недобросовестной реализации опасного лекарства без проведения всех необходимых клинических испытаний. Также Grünenthal обвинялась в том, что не только не отреагировала должным образом на жалобы пациентов, но и прилагала все усилия к замалчиванию этой информации. Всего, по приблизительным подсчетам, за 6 лет пребывания препарата на рынке родилось до 12 000 детей с отклонениями из-за приема их матерями «безобидного успокоительного». Около 40 % из этих малышей не дожили и до 1 года. Чтобы понять, как тяжело пришлось в жизни выжившим, достаточно взглянуть на фото самых известных пострадавших — звезду немецкой документалистики Нико фон Глазова и бас-баритона из Германии Томаса Квастхоффа.
Герой этой истории – Келси, скончалась в августе 2015 года в возрасте 101 года, меньше чем через 24 часа после получения из рук лейтенант-губернатора Онтарио звания почетного члена Ордена Канады.
В 1964 году в Иерусалимском госпитале Хадасса Яков Шескин искал препарат,
способный помочь смертельно больному пациенту, страдающему от тяжёлых воспалительных процессов, вызванных проказой. Среди больничных запасов он обнаружил Талидомид. Доктор знал о том, что препарат запрещён, но, поскольку больной страдал от невыносимой боли, не мог нормально спать несколько недель и был фактически обречён, Шескин решил дать этот препарат больному. После 20 часов сна больной смог впервые сам встать на ноги, а после последующего приёма Талидомида, его здоровье начало улучшаться. Такой же эффект от приема препарата наблюдался и у шести других пациентов со сходными симптомами. Позже доктор провёл ряд исследований в Венесуэле, результаты которых показали, что из 173 пациентов, принимавших препарат, полностью излечились 92 %. Дальнейшие исследования Всемирной организации здравоохранения на 4552 больных проказой пациентов показали 99 % улучшений состояния здоровья. Таким образом, появились предпосылки для возвращения препарата на рынок. Разумеется, лишь для тех пациентов, перед которыми не стоит задача продолжения рода.
Фильм: https://youtu.be/jAvamLakz4g
(Источники: nytimes.com, vademec.ru, adme.ru, wikipedia.org)
РАДИЙ
Справка: Радий - самое радиоактивное долгоживущее вещество на свете: уровень облучения от одного грамма радия примерно такой же, как от тонны урана.
Шел 1917 год. В городе Ориндж, на фабрике U.S. Radium (главный поставщик часов для армии США) появилась отличная вакансия для молодых девушек: окраской стрелок и циферблатов часов радиолюминисцентной краской. Во-первых, так женщины помогали солдатам на фронте. Во-вторых, зарплата была по тем временам феноменальной. В-третьих, сама работа была очень простой: знай себе облизывай кисточку, окунай в краску и наноси ее на циферблаты и стрелки. Но стоило тонкому слою белой краски лечь на циферблат, как кончики пальцев работниц начинали светиться. Они не беспокоились: когда их нанимали на работу, всех до единой заверили, что краска совершенно безопасна!
Знали ли работодатели девушек, что радий представляет угрозу? Конечно. С того самого момента, как элемент был открыт (1898 г.), стало известно об опасности, которую он представляет. В компаниях, где работали с радием, мужчины носили свинцовые фартуки. Проблема была в том, что владельцы фабрики были уверены, что девушкам ничего не грозит, потому что количество радия, с которым им приходилось работать, было слишком маленьким. В те годы верили, что такое количество даже полезно для здоровья: люди пили радиевую воду, а в магазинах можно было купить косметику или зубную пасту с радиевой краской.
В 1922 году Молли Маджиа уволилась с фабрики из-за болезни. Она не знала, что с ней не так, — всё началось с больного зуба. Стоматолог удалил его, но начал болеть следующий, пришлось удалить и его. На его месте возникли язвы, наполненные кровью и гноем. Боли в руках и ногах были такими мучительными, что она не могла ходить. Врач, убежденный, что Молли мучает ревматизм, прописал ей аспирин. Загадочная инфекция распространялась: она потеряла все зубы, ее нижняя челюсть, мочки ее ушей представляли собой «один сплошной абсцесс». Когда стоматолог аккуратно дотронулся до ее челюсти, она сломалась… Девушки стали болеть одна за другой: они страдали от анемии, частых переломов и некроза челюсти — состояния, ныне известного как «радиевая челюсть» и в конце концов умирали.
Компания USRC отрицала любую связь между смертями девушек и радиевой краской. Тем более что официально смерть первой девушки наступила в результате сифилиса, как написали в заключении. Президент компании пришел в ярость, когда одно из расследований показало, что между радием и болезнью действительно есть связь. Вместо того чтобы признать вину, он подкупил ученых, чтобы те дали ложное заключение, и отказался выплачивать деньги девушкам на лечение.
Первой кто выступила против этого произвола, была Грейс Фрайер. Она нашла адвоката, хотя и не без труда: мало кто из правозащитников хотел противостоять огромным корпорациям, к тому же в то время даже сама болезнь еще не была известна. В 1927 за дело взялся молодой амбициозный адвокат Рэймонд Берри, Грейс и четыре другие девушки оказались в центре международного скандала. Осенью 1928 года стороны достигли соглашения, не доводя дела до полноценного разбирательства судом присяжных. Мировое соглашение предусматривало единовременную выплату каждой из «радиевых девушек» 10,000 долларов и установление ежегодной пенсии 600 долларов до конца их жизни. Глава фабрики заявил, что, «если бы они знали об опасности, которой подвергались их работницы, они сразу же приостановили бы работу». Те девушки, кто не умер от проблем с челюстью, погибали от саркомы размером с «два футбольных мяча».
Когда Кэтрин подала в суд, была уже середина тридцатых. Америка переживала Великую Депрессию. От Кэтрин и ее подруг отвернулся весь город, ведь они подали в суд на одну из немногих компаний, которая еще давала людям работу. Кэтрин давала показания буквально с больничной койки, уже умирая, а помогал ей адвокат Леонард Гроссман, бесплатно.
Так Кэтрин Вольф-Донахью докончила то, что начала Грейс Фрайер и добилась справедливости. Только благодаря им, многие девушки получили хоть какую-то компенсацию, а главное, прекратился этот кошмар на фабрике U.S. Radium! Фильм: https://youtu.be/gLWkV7XzlwE
(Источники: cosmo.ru, wikipedia.org)
Commenti